9 августа, 17:17 18905
«Обзор» поговорил о перспективах кубанского джаза с организаторами завтрашнего мероприятия — руководителем медиа-холдинга «Jazz Юга» Олегом ТИМЧЕНКО и основателем концертного агентства World J.A.M. Олегом МОХОВЫМ.
«ОБЗОР»: С чего именно начнется новый джазовый сезон на Кубани?
ТИМЧЕНКО: 10 августа будет первое мероприятие, которое мы — холдинг «Jazz Юга» совместно с агентством Олега Мохова — проводим своими силами. Энвер Измайлов, Рустем Бари, Адик Буздыханов — удивительные музыканты, которых одинаково приятно будет услышать как тем, кто только начинает свое знакомство с джазом, так и тем, кто очень тонко в нем разбирается.
МОХОВ: Следующим у нас запланирован концерт в честь начала вещания «Радио Jazz» в Туапсе. Обязательно хотим поучаствовать в фестивале в Крыму — Koktebel Jazz Party 2022. Ждем, когда объявят новые даты. Хотим повезти туда биг-бэнд на основе South Brass Band Сергея Глухова. И проект из Ростова-на-Дону: там школа имени Кима Назаретова выпустила целую плеяду музыкантов, которые играют джаз с консерваторской выучкой.
ТИМЧЕНКО: А 1 октября будет 100-летний юбилей российского джаза. К этой дате есть задумка провести даже не один фестиваль, а целый калейдоскоп небольших мероприятий: в Краснодаре, Анапе, Новороссийске, Севастополе… Возьмем не масштабом одного мероприятия, а, как говорил Ленин, «пойдем в народ», чтобы доставить радость максимальному кругу людей.
Справка «Обзора»
Днем рождения отечественного джаза считается 1 октября 1922 года — в этот день на сцене Центрального техникума театрального искусства в Москве (ныне — ГИТИС) впервые выступил ансамбль под руководством Валентина Парнаха. Незадолго до этого Парнах вернулся из Парижа, привезя с собой саксофон, банджо, перкуссионную установку и прочие музыкальные инструменты, которые в Стране Советов доселе были огромной редкостью. Джаз-квартет под его руководством репетировал месяц перед выступлением, сам Парнах читал стихи и исполнял эксцентричные танцы. Концерт вызвал огромный фурор, и в течение следующей декады в СССР джазовых ансамблей стало больше, чем симфонических.
«ОБЗОР»: Холдингом обычно называют группу компаний. Какие предприятия входят в холдинг «Jazz Юга»?
ТИМЧЕНКО: Прежде всего, это медиа — региональные отделения «Радио Jazz», арт-агентства, организаторы концертов. «Jazz Юга» — крупный партнер рекламного дома «Кубань», агентства «Слон» и еще некоторых в Краснодаре.
С недавнего времени мы являемся официальным партнером викторины «Игры разума», готовим с ними совместный интеллектуальный проект — это даст нам возможность популяризировать джаз среди аудитории помладше. Сейчас среди молодежи стало модно быть умным — и это радует.
Мы надеемся, что к нам со временем присоединятся банки, гостиницы, логистические центры — все, кто тем или иным образом хотят участвовать в мероприятиях с интересной программой и приятным общением. Поэтому сейчас наша главная цель — в том числе, при помощи концерта 10 августа — показать, что мы заскучать не дадим.
При этом «Jazz Юга» — это не только джаз, замыкаться на одном направлении не совсем верно. Недавно мы были активным партнером байк-фестиваля «Рок-н-ролл в раю 2022». Мы стараемся объединять, в первую очередь, хороших творческих людей, которые умеют создавать праздник.
«ОБЗОР»: Вы упомянули региональные отделения «Радио Jazz». Можете рассказать про них поподробнее? А то в Краснодаре эта радиостанция, насколько нам известно, не ловится.
ТИМЧЕНКО: Потому что в Краснодаре нас пока что нет. «Радио Jazz» можно слушать в Анапе и Анапском районе — там мы начали вещание 8 сентября 2021 года. Через два месяца подключился Геленджик (при этом в Новороссийске трансляции тоже ловятся). Со дня на день добавится Туапсе — там мы уже приобрели свободную FM-частоту, установили и протестировали оборудование, остались бумажные формальности. Как только на сайте Минцифры опубликуют обновленную лицензию, я просто щелкну тумблером — и наше вещание на Туапсе начнется.
«ОБЗОР»: Почему «Радио Jazz» сначала появилось на черноморских курортах, а не в Краснодаре?
ТИМЧЕНКО: Всё просто: нам хотелось стартовать побыстрее. Но в Краснодаре все доступные FM-частоты заняты другими радиостанциями, так что нужно ждать, пока кто-нибудь из нынешних вещателей освободит место. А в Анапе, Геленджике и Туапсе свободные частоты нашлись.
При этом у нас есть твердое намерение как можно скорее начать вещание и в Краснодаре, и в центральном Сочи. Есть также предварительная договоренность с Ростовом-на-Дону. Потому что я вижу, что наш контент полюбился людям, он им необходим.
«ОБЗОР»: В это не так просто поверить, когда слышишь, чтó звучит на курортных набережных.
ТИМЧЕНКО: Нас многие отговаривали запускать «Радио Jazz» в Краснодарском крае — мол, культура местных жителей не дотягивает до джаза, тем более, в приморских городах. И я очень рад, что практика показала совершенно иную картину. Да, может, у нас не такие охваты, как у станций с поп-музыкой или юмором. Но у нас, определенно, есть своя аудитория — весьма немаленькая и очень лояльная.
Вот, например, такой случай: на днях на передатчике в Геленджике случилось ЧП — пропал сигнал у нескольких радиостанций, включая нашу. И вы бы знали, сколько нам поступило звонков и е-мейлов с просьбами «верните джаз»!
МОХОВ: По моему опыту, джаз у нас очень любят — что в Краснодаре, что на побережье. Например, в Сочи сейчас происходит настоящий джазовый ренессанс: туда переезжает все больше отличных музыкантов из Петербурга, Ростова, Владикавказа, Волгограда. Даже несмотря на то, что закрылся Bb Sea — главный в городе джазовый клуб. Поэтому сейчас мы планируем большое мероприятие в ресторане «Мамай-Кале» — посмотрим, вдруг это место станет новым домом для сочинского джаза.
Ведь мы объединяем не только музыкантов, не только медиа, но и площадки для выступлений. В крае есть много концертных залов, но не было единой структуры, которая организовывала бы на них джаз. И вот теперь мы появились.
ТИМЧЕНКО: Наверное, это следствие пандемии, но люди сейчас отвыкли ходить на концерты. И очень не просто возвращать всех к практике живым встреч. Однако потребность в непосредственном общении у людей имеется. А концерт (особенно, хороший концерт) — это один из лучших способов для такого общения. Это искусство, которое творится на твоих глазах, это катарсис, стриптиз души.
Я люблю одно японское стихотворение:
Шел трамвай
Трамвай сильно качало
Старики молча поддерживали друг друга
В это непростое время, когда во всём мире люди стали меньше общаться, остается один способ, чтобы не просто выжить, но еще и существовать достойно — взаимная поддержка. Если мы — музыканты и ценители хорошего искусства — не будем вместе, то поодиночке нас легко разбросает.
МОХОВ: Пока что мы находимся на стадии инвестиций. Концерт 10 августа мы устраиваем не ради заработка. Наша цель — показать всем, кто заинтересован в сотрудничестве, что мы к нему готовы. И показать, на что «Jazz Юга» способен в организаторском плане.