O.
Новости

Епископ Феоктист: интернет перестает быть площадкой для содержательных дискуссий

Сожженные храмы - свидетельство отношения к своему городу рядовых граждан, считает викарий Волгоградской епархии

Фото: www.facebook.com/theoktist

29 сентября 1495

Опубликованный 27 сентября в Фейсбуке пост викария Волгоградской епархии – епископа Городищенского Феоктиста (Игумнова) о «каком-то кошмарном сюре» по отношению к сожженному четыре года назад Крестовоздвиженскому храму в Волгограде вызвал широкое обсуждение. Местные СМИ наперебой растащили архиерейскую запись на цитаты (как водится, многое напутав), после чего дискуссия с истории одного храма вышла на обсуждение всей Русской православной Церкви и христианства в целом.

– Праздник сегодня двунадесятый (27 сентября православные отмечали Воздвижение Креста Господня – ред.). Но грустный и потому постный. Так что и я о грустном. Никак не могу привыкнуть вот к чему: в Волгограде регулярно сжигают или пытаются сжечь храмы и поклонные кресты. Сегодня служил как раз там, где еще недавно — 4 года назад — был Крестовоздвиженский храм, он сожжен какими-то людьми, сейчас богослужения совершаются в одной из комнат приходского дома. Виновные, по местной традиции, не были найдены (но земля была быстренько передана иному собственнику). Как не были найдены виновные и в поджоге другого храма, в котором шло крещение. Факт наличия людей в помещении поджигателей не остановил и не разжег особого интереса к этому преступлению у правоохранительных органов. Милое болотце. Опасное для христиан. При абсолютном большинстве славянского населения, ощутимая часть которого как-то соотносит себя с Всевеликим войском Донским. Какой-то кошмарный сюр, друзья, – поделился грустными размышлениями епископ Феоктист.

Действительно, 10 июня 2014 года сгорело двухэтажное здание храма в честь Воздвижения Креста Господня в Волгограде. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.167 («Умышленное повреждение чужого имущества путем поджога»), подозреваемые по которому до сих пор не установлены. А уже в этом августе пьяный волгоградец разнес в щепки установленный рядом с набережной поклонный крест, установленный здесь 20 лет назад по благословению патриарха Алексия II. За полтора года до этого крест пыталась сжечь группа молодежи – 23-летний ранее судимый парень получил за вандализм условный срок.

Что происходит в Волгоградской области? Почему искренний пост недоумения архиерея вызвал такой резонанс (при этом признается – несмотря на аккаунты в соцсетях, Преосвященные очередь редко делятся там не стандартными новостями и проповедями, а размышлениями)? Стоит ли православным отвечать на выпады троллей? Об этом «Обзор» пообщался с епископом Феоктистом:

Владыка, ваш пост в Фейсбуке вызвал живую реакцию волгоградских пользователей, в том числе негативную – с критикой всей Русской Церкви. Она оказалась для вас ожидаемой?

Да, ничего неожиданного для меня не произошло. Если поставить перед собой такую цель, то можно легко убедиться: любое, даже самое нейтральное, публичное высказывание представителей Церкви неизбежно порождает негативную реакцию у определенного круга людей. Можно посмотреть и шире: вообще любое высказанное мнение какого-либо публичного человека находит как своих сторонников, так и противников. Думаю, что ничего страшного в этом нет, мы все имеем право выносить самостоятельные суждения и вовсе не обязаны быть во всем согласными друг с другом.

На месте сгоревшего четыре года назад Крестовоздвиженского храма

www.facebook.com/theoktist

До назначения в Волгоград вы служили в Ижевске и Московском регионе. Отличаются ли прихожане, местные жители, отношение властей в этих регионах? Когда знакомые и друзья просят вас рассказать о Волгоградской области, о чем вы первым делом говорите?

Какое-то время я служил в Ижевске, но последние десять лет моей жизни были связаны с Подмосковьем и с Москвой, именно там я был настоятелем храма в последние годы и поэтому чаще я сравниваю не с Ижевском, а с нашей столицей. Не думаю, что есть какая-то особо ощутимая разница между верующими того или иного региона. Равно как и нет особых отличий во взаимоотношениях Церкви и властных представителей государства. Здесь, как мне кажется, вопрос в другом: что жители того или иного региона думают о себе самих, как они относятся к своему дому, как они о нем заботятся. Ведь все те же сожженные храмы – это не показатель деятельности или бездеятельности государства в лице правоохранительных структур, это наглядное свидетельство отношения к своему городу и к своей истории со стороны рядовых граждан.

На ваш взгляд, если отойти от эмоций, почему дело о поджоге храма не расследуются должны образом, виновные не найдены?

Я не готов отвечать на этот вопрос. Тем более, что, насколько мне известно, в последние четыре года ничего подобного не повторялось, если, конечно, не считать случаев проявления вандализма в отношении поклонных крестов. И если задавать вопросы, то задавать их надо не нынешней власти, а к тем, кто управлял городом и регионом в то время.

«Милое болотце. Опасное для христиан» – вы считаете, что верующие во Христа действительно чувствуют себя здесь в небезопасности? 

Опять же, это не про государство. Это про нас самих. В самом широком смысле. Вот был сожжен Крестовоздвиженский храм в Ворошиловском районе. Произошло это четыре года назад. Кто-то скажет, что это был несчастный случай. Хорошо, пусть так. Но почему не произошло консолидации общества и за это время не было поставлено новое здание? Ведь это не какой-то многомиллионный проект. Поставить временный деревянный храм стоит не так уж и много. Очевидно, что горожанам это попросту не надо. Или же они полагают, что делать это должен кто-то другой, ну а они, при желании, смогут туда заходить как в некое бюро ритуальных услуг. Тогда как утраченный Крестовоздвиженский храм находился в том месте не случайно, в начале XX века недалеко от этого места была удивительная по красоте церковь, но она была уничтожена в первые годы советской власти. И если бы у нас было ощущение преемственности, если бы мы хоть чуть-чуть ощущали свою даже не религиозную, а культурную, связь с предыдущими поколениями, то у нас была бы воля и были бы силы, чтобы поставить на этом историческом месте храмовое здание, это было бы для нас делом чести и памятью о наших предках.

Епископ Феоктист совершает таинство венчания - для части казачьей молодежи, как и для их предков, казачество неотделимо от веры

www.facebook.com/theoktist

Дискуссия по вашему посту подняла вопрос и с намерениями властей снести храм в селе Песковатка Городищенского района. Епархия готова защитить храм или требования властей обоснованы?

К сожалению, я пока что не владею информацией по этому вопросу и потому никак не могу прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Сегодня Русская православная Церковь поддерживается на самом высоком уровне, внешне о такой поддержки заявляют и власти всех регионов. Но при этом активно распространяются (пусть и без явной поддержки, но и без вмешательства властей) не только современные культы, но и неоязычество. Почему это происходит? Недавно патриарх Кирилл выразил обеспокоенность повышенным интересом к язычеству спортсменов и военнослужащих, в том числе спецназовцев. Вы разделяете его беспокойство?

Как я и сказал ранее: по причине отсутствия культурных связей с нашими предками. Полагаю, что это одно из грустных проявлений наследия Советского Союза. В одной из критических статей по поводу моей очень эмоциональной и сугубо личной записи в Фейсбуке было высказано недоумение: почему я полагаю, что славянское происхождение должно подразумевать и христианское мировоззрение? Ответ очень простой: мы как народ и как государство сформировались под влиянием восточного христианства. Нравится нам это или нет. Согласны мы с этим или нет. Даже наш язык пропитан христианством. Приведу банальный пример с числительными: двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят и так далее. «Двадцать», «тридцать» — понятно. Но почему «сорок»?! Почему вдруг в русском языке происходит сбой в образовании числительных? И почему именно в этом месте? Ответ прост: «сорок» — это калька с греческого σαράκοντα, которое пришло в русский язык именно через христианство по той причине, что число сорок имеет особое сакральное значение в христианстве и вообще в любой авраамической религии — иудаизме, христианства и исламе. Такие примеры можно приводить бесконечно. И если мы, я снова это подчеркну, не в религиозном, а в культурном смысле не ощущаем своего христианства, то мы именно те иваны, которые не помнят родства.

Сегодня в тысячах публикаций и комментариях в соцсетях можно встретить негативные отзывы, причем часто с выраженной агрессией, по отношению к Церкви. Даже в тяжелые 1990-е СМИ относились к православию и духовенству более лояльно. Почему так происходит? Какой совет вы, как архипастырь, дали бы православным, видящим такие комментарии в интернете – стоит ли вступать в диспут, защищать свою веру от нападок или в виртуальном пространстве это бесполезно?

Мне кажется, что нельзя нынешнее время сравнивать с 90-ми. Напомню, что в 90-е у нас не было всеобщего доступа в интернет. В те годы сети были уделом немногих гиков, да они имели дело с так называемым Фидонетом, о котором сегодня мало кто помнит. Неизвестно, что писали бы о Церкви тогда, если бы были аналогичные сегодняшним технические возможности. К слову сказать, именно в 90-е были предприняты неоднократные попытки уничтожить крест на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Волгограде. А негатива в сети много по любым поводам. Полагаю, что именно от этого и стоит отталкиваться в рассуждениях об острых сетевых дискуссиях: люди, спрятавшись за никами и аватрками, выплескивают то, что не могут позволить себе выплеснуть лицом к лицу и демонстрируют свой, зачастую очень невысокий, культурный уровень. К моему глубокому сожалению, интернет постепенно перестает быть площадкой для каких-то содержательных дискуссий, а превращается во что-то иное, крайне неприятное и, с точки зрения обретения нового содержания, бесполезное место.

Что же до советов, то я сам как раз один из тех гиков 90-х, которые помнят о Фидонете и которые ведут самые разные сетевые дискуссии уже не первый десяток лет. И мой опыт подсказывает, что это совершенно бесполезное занятие, особенно сейчас. Поэтому путь здесь может быть только один: самым жить так, чтобы к нам не было никаких вопросов нравственного содержания. Ну а остальное приложится.

Подписка на рассылку

Одно письмо с самым интересным за день. Вечером.
Без рекламы и спама.

Смотрите также
Интересное за сегодня
Стало известно имя 21-й жертвы взрыва в техникуме Керчи
Новости, Общество

Количество жертв взрыва и стрельбы в политехническом техникуме Керчи выросло до 21. Еще одной погибшей стала 17-летняя Виктория Демчук, за жизнь которой врачи боролись несколько часов

18 октября 375

Митингующие в Магасе покинули площадку перед телецентром
Новости, Политика

Последние люди, выступающие против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, покинули площадку перед местным телеканалом. О завершении митинга объявили организаторы протеста в своем Telegram-канале

17 октября 260

Бездомный из Астрахани залпом выпил три бутылки водки и умер в магазине
Новости, Общество

Доследственная проверка проводится по факту смерти в сетевом супермаркете в Трусовском районе Астрахани бездомного мужчины. Как пояснили сотрудники, он прямо у полок с товаром залпом выпил три бутылки водки и тут же умер, не оплатив их

18 октября 199

Власти Крыма опубликовали полный список погибших в техникуме Керчи. Вспомним поименно
Новости, Общество

Сегодня, 18 октября, на официальном сайте правительства республики Крым опубликован список всех студентов и сотрудников политехнического колледжа в Керчи, погибших во время взрыва и обстрела здания

18 октября 194

Пропавшая в Ростове Маргарита Кузьминова найдена мертвой
Новости, Общество

Сегодня, 19 октября, в Октябрьском районе Ростова-на-Дону обнаружено тело пропавшей три дня назад 24-летней Маргариты Кузьминовой, которая вечером ушла из дома по улице Платона Кляты и не вернулась. – Сотрудниками полиции выполняются оперативные мероприятия, направленные на установление лица, причастного к совершению преступления, – рассказали «Обзору» в пресс-службе областного следственного управления СКР. Известно, что информацию об […]

19 октября 190